Арбитражный управляющий Капустин Анатолий Иннокентьевич
Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

  Яндекс.Метрика

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.04.2020, 11:34

Главная » 2009 » Ноябрь » 30 » Реабилитационные процедуры при банкротстве
12:02
Реабилитационные процедуры при банкротстве
Институт несостоятельности в России претерпел, в известной степени, три крупных концептуальных итерации: первый закон о банкротстве 1992 г. носил, по мнению многих специалистов, продолжниковский характер; редакция закона, принятая в 1998 г., отличалась прокредиторской направленностью, что вызывало негативные отклики в юридических кругах в связи с участившимся применением процедур банкротства в качестве способа незаконного захвата собственности. Редакция Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ призвана сбалансировать интересы должников и кредиторов и достичь основной цели института несостоятельности - удовлетворить интересы кредитора в рамках восстановления платежеспособности должника.
Полагаем, что направления совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) должны базироваться на принципах обеспечения восстановления платежеспособности должника, в том числе и потому, что такой взгляд на процедуры банкротства положительно зарекомендовал себя в зарубежных странах, имеющих давнюю практику реализации реабилитационных процедур. Так, в Бельгии для финансового оздоровления должников используется процедура "конкордат". При такой процедуре должник сохраняет за собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом. В помощь должнику, помимо прочего, при разработке плана реабилитации назначается один или несколько администраторов ("commissaires au sursis"), которые отчитываются перед судом.
Должнику предоставляется шесть месяцев на разработку плана реабилитации. В течение этого срока исполнительное производство в отношении должника приостанавливается. Если кредиторы одобряют план (простым большинством голосов), суд утверждает его и предоставляет постоянную отсрочку исполнительного производства сроком до двух лет (с возможностью продления еще на год). Администратор отчитывается об исполнении плана. При этом администратор не управляет компанией, терпящей бедствие, а контролирует руководство компании при разработке плана реабилитации. Конкордат может быть введен как по инициативе должника, так и по инициативе кредиторов.
Развитие японского законодательства о несостоятельности можно условно разделить на два этапа: законодательство до и законодательство после финансового кризиса начала 1990-х годов. Кризис был спровоцирован падением спекулятивно раздутых цен на недвижимость, вследствие чего кредиты, выданные под залог недвижимости, оказались необеспеченными.
Правительство Японии приняло комплекс мер по недопущению массового банкротства финансовых институтов и кризиса всей финансовой системы, а также к недопущению банкротства и восстановлению затронутых сложившейся ситуацией предприятий различных отраслей экономики. На законодательном уровне был принят целый пакет нормативных актов, регламентирующих реабилитационные процедуры. Некоторые законы, определяющие оздоровление финансовых организаций и предприятий промышленности, а также создание специальных корпораций для осуществления восстановительных процедур, имели ограниченный срок действия - на период осуществления запланированных мероприятий по оздоровлению.
В настоящее время реабилитационные процедуры подробно регламентируются законом о гражданской реабилитации, который ставит цель - надлежащее регулирование отношений между кредитором и должником в связи с финансовыми трудностями последнего. Названные отношения должны возникать из гражданско-правовых оснований. Реабилитационные процедуры осуществляются на основе плана по оздоровлению, принимаемого должником с согласия большинства его кредиторов и подлежащего утверждению судом.
Инициировать начало применения реабилитационных процедур и обратиться в суд с соответствующим заявлением вправе как должник, так и кредитор. Наличие обстоятельств, позволяющих уполномоченному органу юридического лица обратиться с заявлением о банкротстве, не препятствует подаче заявления о применении реабилитационных процедур. С момента принятия заявления о применении реабилитационных процедур и до вынесения решения по нему, суд может также наложить мораторий на осуществление кредиторами принудительного изъятия имущества должника по его обязательствам.
По общему правилу, правоспособность должника в реабилитационных процедурах не ограничивается. При этом суд, если признает необходимым, может вынести решение о получении должником одобрения суда на осуществление следующих действий: распоряжение имуществом, осуществление денежных займов, расторжение контракта, подача иска, заключение мирового или третейского соглашений, отказ от прав, а также другие определенные судом действия. Суд по собственной инициативе или по заявлению заинтересованной стороны может: назначить одного или нескольких надзорных уполномоченных, определив виды деятельности, которые должник не вправе совершать без их предварительного одобрения; в случае ненадлежащего осуществления должником управления или распоряжения имуществом вынести решение о назначении одного или нескольких лиц управляющими имуществом должника или администраторов, выполняющих защитные функции в отношении имущества или бизнеса должника.
При осуществлении своих функций управляющий действует от собственного имени, правоспособность должника (а не его органов, как это имеет место в российском законодательстве) ограничивается. Так, управляющий выступает истцом или ответчиком по искам, предметом которых являются требования в отношении имущества должника. С момента вынесения решения о назначении управляющего все судебные процессы, в которых должник выступает истцом или ответчиком, прекращаются. Должник не вправе осуществлять юридически значимые действия в отношении своего имущества.
В основе реализации процедур по восстановлению платежеспособности должника лежит план по оздоровлению, который представляет собой утверждаемое судом соглашение между должником и его кредиторами о полном или частичном изменении содержания и/или объема существующих к моменту заключения соглашения прав кредиторов. Отсрочка платежа по обязательствам не может превышать десять лет с момента вынесения судебного решения об утверждении плана по оздоровлению.
Центральная составляющая данного закона - часть, регламентирующая процедуру формирования и реализации плана по оздоровлению, имеет только формальное, внешнее сходство с процедурой финансового оздоровления, введенной Федеральным законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года. Основное отличие между российским институтом финансового оздоровления и комплексом норм японского законодательства, регламентирующих проведение реабилитационных процедур, состоит в следующем. В процессе финансового оздоровления по российскому законодательству происходит погашение задолженности без изменения структуры существующих обязательств. Финансовое оздоровление по своей сути является односторонней гарантией лиц, явившихся инициаторами его учреждения, по погашению обязательств должника. Вместе с тем процесс проведения реабилитационных процедур по японскому законодательству предполагает частичное или полное изменение прав реабилитационных кредиторов и условий выполнения обязательств должника. Таким образом, по своему содержанию план по оздоровлению, предусмотренный законом Японии о гражданской реабилитации, имеет сходство с российским правовым институтом мирового соглашения, в то время как по форме - с финансовым оздоровлением.
Движение плана по оздоровлению в процессе осуществления реабилитационных процедур в соответствии с законом Японии о гражданской реабилитации можно разделить на следующие этапы:
- определение условий плана и составление его проекта;
- принятие решения (резолюции) по проекту плана;
- одобрение проекта плана;
- реализация плана.
В определении условий плана и составлении его проекта принимают участие должник и/или реабилитационные кредиторы. Планом должны быть четко определены общие правила по уменьшению или отмене обязательств, а также условия отсрочки платежей по обязательствам. Должник обязан, а кредитор вправе подготовить и передать суду план по оздоровлению.
Суд, получив проект такого плана, должен принять решение, а именно - установить, подлежит или не подлежит проект передаче собранию кредиторов для вынесения последним решения по нему. Суд вправе отказать в вынесении решения о передаче плана на рассмотрение собранию кредиторов при наличии следующих обстоятельств:
- не истек период, установленный для исследования состояния дел и имущества должника;
- должником не представлен доклад об обстоятельствах, существовавших до вынесения судебного решения о применении реабилитационных процедур; о состоянии дел и имущества должника и др.;
- проект плана не удовлетворяет требования закона;
- по основаниям и в порядке, определенным законом, реабилитационные процедуры приостановлены или прекращены.
После принятия реабилитационными кредиторами положительного решения по проекту, план представляется на одобрение в суд, который анализирует проект и выносит решение об одобрении, при условии отсутствия любого из следующих обстоятельств:
- план или предусмотренные им реабилитационные процедуры находятся в противоречии с положениями законов, не достигая при этом полезного эффекта. Суд может одобрить план, если названные противоречия носят незначительный характер;
- план по всей вероятности не может быть реализован;
- в процессе принятия резолюции по проекту были нарушены положения законодательства;
- резолюция по плану не соответствует интересам реабилитационных кредиторов.
Реализация плана по оздоровлению осуществляется должником. В случае, если были назначены надзорные уполномоченные, указанные лица должны осуществлять контроль за реализацией плана. С момента окончательного принятия судом решения об одобрении плана по оздоровлению должник освобождается от всех обязательств, которые не подтверждены в плане или не предусмотрены положениями закона как подлежащие выполнению.
В Австрии предусмотрено мировое соглашение с кредиторами, заключаемое на основании решения суда. Для заключения такого соглашения необходимой является возможность погашения должником более 40% задолженности. При утверждении мирового соглашения суд назначает управляющего, осуществляющего контроль за реализацией должником мирового соглашения.
Наиболее подробно вопросы восстановления платежеспособности организаций урегулированы во Франции. Так, по французскому законодательству возможны 4 типа восстановительных процедур:
- процедура ad hoc - добровольная конфиденциальная процедура для платежеспособных компаний, желающих договориться с кредиторами при помощи посредника, назначаемого судом;
- согласительная процедура - также конфиденциальна, она используется для предоставления "передышки" платежеспособным компаниям или компаниям, приостановившим платежи менее чем на 45 дней, имеет много схожего с процедурами несостоятельности, но формально таковой не является;
- защитная процедура - позволяет платежеспособным организациям реструктурировать задолженность под надзором суда;
- реабилитационная процедура - публичная процедура для неплатежеспособных компаний, направленная на продажу всего или части бизнеса компании, согласно плану передачи.
Возможность применения защитной процедуры введена в законодательство Франции в 2006 году. Применение данной процедуры влечет введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. В течение 3-х месяцев должник должен представить план реорганизации кредиторам, которые в течение месяца принимают решение о его одобрении. После одобрения плана судом мораторий прекращается, но требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном планом реорганизации. В случае, если в установленные сроки план не утвержден, процедура финансового оздоровления прекращается, что влечет за собой ликвидацию организации.
Также изменения, внесенные в законодательство о банкротстве Франции в 2006 году, предусматривают возможность налоговых органов списать часть задолженности компании в целях ее восстановления. Такое списание должно быть одновременно коммерчески разумно и связано со списанием коммерческими кредиторами их задолженности как минимум в такой пропорции.
Международный опыт также свидетельствует о наличии в законодательстве ряда государств порядка добровольного урегулирования финансовых проблем на основе соглашений между кредиторами и должником.
Так, Международная ассоциация профессионалов в сфере несостоятельности (INSOL International) утвердила принципы глобального подхода к реструктуризации мульти-кредиторской задолженности, предусматривающие:
- право кредиторов предоставить должнику время на решение финансовых проблем, в течение которого должник со своей стороны предоставит кредиторам необходимую информацию о своем финансовом положении;
- в течение указанного периода кредиторы могут прийти к соглашению о неприменении мер по взысканию задолженности;
- должник в течение этого времени не совершает сделок, которые могут повлиять на возможность удовлетворения требований кредиторов;
- кредиторы вправе выбрать посредника (управляющего), оказывающего консультационные услуги;
- если должнику в течение указанного периода предоставлена финансовая помощь, требования о возврате таких средств имеют приоритет перед иной задолженностью.
Таким образом, мировая практика показывает, что законодательство о несостоятельности должно носить не ликвидационный, а реабилитационный характер и применяться в целях сохранения бизнеса эффективного должника, имеющего временные финансовые трудности, но при этом способного на основе установленных законом возможностей расплатиться по долгам и продолжать свою деятельность. Вектор реформирования законодательства Российской Федерации, проводимый Правительством Российской Федерации, состоит именно в этом. Однако анализ российской правоприменительной практики показал, что в случае начала в отношении должника дела о банкротстве чаще всего процедуры оканчиваются не восстановлением платежеспособности должника и продолжением функционирования хозяйствующего субъекта, а конкурсным производством с последующей ликвидацией юридического лица в судебном порядке.
С сожалением стоит отметить, что процедуры финансовой реабилитации должника, включающие механизмы реструктуризации задолженности, отсрочки по выплате долгов и т.д. в настоящее время фактически не применяются.
Полагаем, что основные причины неэффективности процедуры финансового оздоровления заключаются в следующем. Во-первых, невозможность применения реабилитационных процедур связана с несвоевременной подачей заявления о признании должника банкротом. В российской практике заявления обычно подаются уже в том случае, когда исчерпаны все иные меры по взысканию просроченной задолженности, и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Таким образом, у должника на дату подачи заявления не имеется имущественных оснований для восстановления платежеспособности. Во-вторых, наличие установленного требования о соответствии графика погашения задолженности требованиям законодательства о налогах и сборах. В процедуре финансового оздоровления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, то есть требования об уплате обязательных платежей могут быть удовлетворены только в порядке, установленном законом о несостоятельности. В этой связи требование о соответствии графика погашения задолженности законодательству о налогах и сборах не обосновано. Данная позиция поддержана Правительством Российской Федерации: в 2005-м году в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
В настоящее время Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации по инициативе Правительства Российской Федерации, находится на подписи у Президента Российской Федерации. Данным Федеральным законом, в частности, абзац второй пункта 3 статьи 84 закона о несостоятельности, согласно которому график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах, признается утратившим силу.
Итак, с учетом проведенного анализа в российском законодательстве возможно изменение процедуры финансового оздоровления следующим образом:
- введение в законодательство понятия "соглашения об урегулировании долгов" как специальной досудебной меры достижения договоренностей между кредиторами и должником с возможностью присоединения к такому соглашению нескольких кредиторов. Введение в закон о несостоятельности норм о порядке заключения соглашения об урегулировании долгов должно предусматривать право кредиторов предоставить должнику время на решение финансовых проблем, в течение которого кредиторы будут воздерживаться от принудительного взыскания задолженности, а должник добровольно предоставит им информацию о своем финансовом состоянии и не будет предпринимать мер, направленных на вывод имущества;
- установить необходимость сокращенного срока для подачи заявления в арбитражный суд о введении финансового оздоровления как стимула к своевременному обращению в суд за защитой от кредиторов;
- установить срок финансового оздоровления - 2 года, с возможностью его продления на 3 года, при этом продление срока процедуры финансового оздоровления, на наш взгляд, не должно рассматриваться как правило, а, скорее, как исключение, например, в зависимости от размера бизнеса должника, периодичности получения им дохода и иных факторов;
- предусмотреть упрощенный порядок утверждения плана финансового оздоровления в случае, если такой план одобрен на досудебной стадии всеми кредиторами, требования которых вошли в реестр требований кредиторов;
- установление обязанности должника разработать и представить в арбитражный суд согласованный с кредиторами план финансового оздоровления, предусматривающий погашение всех требований кредиторов в полном объеме (в том числе, штрафы, пени, убытки) в течение двух лет с даты подачи заявления о введении финансового оздоровления;
- изменение очередности удовлетворения требований по платежам, связанным с социальными отчислениями (в настоящее время - единый социальный налог, который планируется заменить страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- внесение изменений в законодательство по вопросу о списании полностью или частично платежей по пеням и штрафам в том случае, если должником выплачена полная сумма основного долга в ходе процедур внешнего управления и финансового оздоровления;
- установление правового механизма осуществления "скидки с долгов" по соглашению с одним или несколькими кредиторами в ходе процедур финансового оздоровления и внешнего управления;
- в случае, если в течение 6 месяцев такой план не представлен, финансовое оздоровление прекращается, а кредиторы и должник вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом;
- в случае, если план финансового оздоровления не выполняется, процедура прекращается, должник признается банкротом и открывается конкурсное производство (наблюдение и внешнее управление не применяются).
Внесение предложенных изменений должно сопровождаться исключением процедуры финансового оздоровления в действующей редакции закона о несостоятельности.
Представляется, что предложенные изменения позволят существенно повысить заинтересованность должника и кредиторов к использованию процедуры финансового оздоровления, что положит начало качественно новому этапу развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) как механизму оздоровления хозяйствующих субъектов.
 
Алексей Кулешов,
главный специалист-эксперт отдела корпоративного законодательства
департамента корпоративного законодательства Минэкономразвития РФ.
 
Источник: http://au.paucfo.ru/journal/4_41/4_41art3.shtml
Категория: Громкие дела | Просмотров: 5418 | Добавил: burmash
Copyright A.Kapustin © 2020